Художественные фильмы о странных и загадочных явлениях из мира искусства: секреты проникновения в тайны и пространства произведений искусства, убийства и параноидальные психозы.
1. Музейные часы (2012)
Реж. Джем Коэн
2. Синдром Стендаля (1996)
Реж. Дарио Ардженто
3. Имя Розы (Умберто Эко) (1986)
Реж. Жан-Жак Анно
4. Тайны «Ночного дозора» (2007)
Реж. Питер Гринуэй
5. Тайна Антуана Ватто (2007)
Реж. Лоран де Бартийа
6. Фламандская доска (Артуро Перес-Реверте) (1994)
Реж. Джим Макбрайд
7. Бунюэль и стол царя Соломона (2001)
Реж. Карлос Саура
8. Фотоувеличение (1966)
Реж. Микеланджело Антониони
9. Платье (1996)
Реж. Алекс ван Вармердам
10. Гипотеза похищенной картины (1979)
Реж. Рауль Руис
_________________
1. Музейные часы (2012)
Реж. Джем Коэн
Вена, зима. Иоганн, охранник Музея истории искусств, встречает Анну. Никогда раньше не бывавшая в Австрии, почти без денег, в смутных чувствах она бродит по городу. И лишь музей становится для нее островком спасения...
«Музей выступает в фильме не как архаичный институт исторических артефактов, но как загадочный перекресток, где герои исследуют собственную жизнь, город и то, как искусство отражает мир. В то время как "разговоры", воплощенные в коллекции музея вращаются вокруг не меньше, чем те вопросы, которые вызывают наибольшую обеспокоенность всех нас: смерть, секс, история, теология, материализм, и так далее...»
2. Синдром Стендаля (1996)
Реж. Дарио Ардженто
Триллер итальянского режиссера Дарио Ардженто по роману итальянского психиатра Грациэллы Магерини. Флоренция. Детектив Анна Манни, страдающая «синдромом Стендаля», становится жертвой маньяка, и это событие наносит непоправимый урон ее психике. Анна обладает уникальной способностью: она может не только «слышать произведения живописи», но и умеет погружаться в их пространство, переходя границу между реальным миром и плоскостью полотен. «Синдром Стендаля», то есть систематические погружения Анны в транс под воздействием произведений искусства и умение проникать как в тайны картин, так и в суть загадочных инфернальных явлений, сменяется в результате самым настоящим параноидальным психозом. Синдром впервые описан во Флоренции в знаменитой галерее Уффици, где и начинается собственно фильм Ардженто.
3. Имя Розы (Умберто Эко) (1986)
Реж. Жан-Жак Анно
Экранизация философского романа Умберто Эко. 1327 год. В Европе — эпоха великого смятения, экономического кризиса, эпидемий чумы, неуверенности и конфликтов. В обществе молодого послушника францисканский монах Уильям Баскервильский расследует серию трагических и таинственных смертей монахов в бенедиктинском монастыре на севере Италии. На фоне всеобщей бедности монастырь очень богат и является научным центром. Главным сокровищем монастыря является библиотека, куда никому нет доступа. Разгадывая одно убийство за другим, Уильям убеждается, что ключ к раскрытию загадки лежит в тайном отделе, где хранится книга Аристотеля, которая могла перевернуть представления о Боге. Если эта книга стала бы предметом вольного толкования, пали бы последние границы...
Тайные переходы в замке, запретные сексуальные приключения, лабиринты, запертые библиотеки с недозволенными книгами, эффектные пожарища — таковы ингридиенты великолепного триллера, замечательно передающего мрачную атмосферу средневековья времен инквизиции.
4. Тайны «Ночного дозора» (2007)
Реж. Питер Гринуэй
В своей работе профессиональный художник Питер Гринуэй исследует взаимоотношения творца и творения, художника и социума. Идея обнаружить и восстановить сценарий преступления, зашифрованного в живописи или фотографии, не нова: например, на ней построены фильмы «Фотоувеличение» (1966) и «Гипотеза похищенной картины» (1979).
Как идентифицировать убийцу среди стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга? Остросюжетная история расследования политического заговора и зловещего преступления с помощью одной из самых загадочных картин в мировом искусстве, шедевра Рембрандта «Ночной дозор». Какие события в жизни художника отразились на его полотнах пронзительной глубиной и неземным светом? Экстравагантный взгляд на жизнь и творчество гениального Рембрандта.
5. Тайна Антуана Ватто (2007)
Реж. Лоран де Бартийа
Люси Одибер изучает картины французского художника Ватто, пытаясь разгадать личность таинственной женщины, которая на картинах Ватто всегда изображена спиной. Преодолевая профессиональную ревность своего научного руководителя, маститого ученого Дюссара, Люси все же удается проникнуть в тайну Антуана Ватто — его жизни, любви и творчества.
6. Фламандская доска (Артуро Перес-Реверте) (1994)
Реж. Джим Макбрайд
Триллер Джима Макбрайда по одноименному роману Артуро Переса-Реверте. В основе сюжета вымышленная картина фламандского художника XV века — Питера Гюйса.
Джулия реставрирует к аукциону старинную картину, принадлежащую древнему, но обедневшему аристократическому роду. На шедевре кисти фламандского художника 15-го века изображены погруженная в думы женщина и двое играющих в шахматы мужчин. Казалось бы, ничего необычного — но только на первый взгляд. Под слоями краски в свете рентгеновских лучей Джулия обнаруживает надпись на латыни, оказавшуюся ключом к разгадке преступления, совершенного в те далекие времена. Но когда убивают друга Джулии, она понимает, что каким-то загадочным образом кровавая ниточка тянется к реставрируемой картине. И цепь новых убийств связана с расстановкой шахматных фигур на нарисованной доске…
7. Бунюэль и стол царя Соломона (2001)
Реж. Карлос Саура
Поэтическая фантазия о знаменитом режиссере, снятая в духе его сюрреалистических лент. Фильм изобилует цитатами Лорки, Бунюэля, ожившими полотнами Дали.
С незапамятных времен в мрачных катакомбах Толедо хранится легендарный стол царя Соломона, на магической глади которого отражаются картины прошлого, настоящего и будущего. Найти эту древнюю реликвию мечтает молодой кинематографист Луис Бунюэль, который вместе со своими блистательными друзьями Сальвадором Дали и Федерико Гарсия Лоркой решает проверить правдивость древней легенды. Вооружившись запретными знаниями тайных сект и ценными советами доброжелателей, импозантные гении должны миновать хитроумные подземные ловушки, сразиться с загадочными врагами и обрести мистических покровителей.
8. Фотоувеличение (1966)
Реж. Микеланджело Антониони
Фильм-притча Микеланджело Антониони по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола», сценарист — Тонино Гуэрра. Несомненно, «Фотоувеличение» является культовым фильмом, очень чувственным и в то же время не до конца понятным. О чем это кино, сформулировал кинокритик Антон Долин: «Фильм “Фотоувеличение” — великий фильм, потому что это фильм, который задал основополагающий вопрос — что есть реальность реальная, что есть реальность воспроизведенная, придуманная, ненастоящая, и есть ли между ними вообще хоть какая-то разница? Или любая реальность, которую мы видим, наш глаз — уже камера, она уже ненастоящая, она уже отфильтрованная, она уже не является реальностью, а является какой-то фантазией. На самом деле, это кино именно об этом».
9. Платье (1996)
Реж. Алекс ван Вармердам
Главный действующий персонаж фильма — цветастое летнее платье (на синем фоне — золотые и ржавые листья, извивающиеся, как пиявки) с удивительной судьбой. Скорее всего, человек, чуткий к вещам, не выберет такую неясную, тревожную расцветку. Она создана дизайнером-мужчиной на грани нервного срыва для женщин, делающих ставку не на себя, а на вещь. Женщины, которые это платье надевают, сами того не подозревая, оказываются втянутыми в невероятный поток опасных событий. Платье или его «память» притягивает людей с нездоровой психикой и обостренной восприимчивостью, косвенно выявляет сложности взаимоотношений и указывает на нерешенные проблемы...
10. Гипотеза похищенной картины (1979)
Реж. Рауль Руис
Псевдодокументальный фильм режиссера Рауля Руиса и оператора Саши Верни , вдохновленный романом Пьера Клоссовски «Бафомет». В фильме через последовательность «живых картин» анализируется скрытое содержание полотен, якобы написанных в 1889 году никогда не существовавшим художником-академистом по имени Фредерик Тоннерр. Голос за кадром и «коллекционер» на экране предлагают зрителю разнообразные версии, позволяющие связать полотна воедино, — детективные, социальные, конспирологические, аллегорические и т. д. По мнению рассказчиков, ключ к содержанию скандальных для своего времени холстов Тоннерра таит недостающее полотно из серии, которое, по их догадке, было украдено. Фильм для поклонников артхаусного кино, «кино не для всех». Первая роль в кино Жана Рено.